Злоумышленники представляются сотрудниками Центрального банка, либо правоохранительных органов. Вначале мошенники звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют ему
в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит.
Как защититься
ПРАВИЛО №1: Запомните раз и навсегда
Банк России:ПРАВИЛО №2: Алгоритм при звонке
ПРАВИЛО №3: Если сомневаетесь
Позвоните в ваш банк сами по официальному номеру:В последнее время злоумышленники часто звонят человеку
с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке.
Как работает обман:
Реальная цель: Реквизиты, которые вам называют, принадлежат самим мошенникам. Вы переводите деньги напрямую в их карман.
Что предпринять?
Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и не совершает звонков гражданам.
При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор.
Чтобы якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры. Иногда они звонят с предложением оформить компенсацию
за похищенные средства.
Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму
с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги.
Что предпринять?
План действий для реального возврата средств:
немедленно заблокируйте карту через мобильное приложение банка или звонок по номеру на обороте карты.
В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ подайте в банк заявление о несогласии с операцией и обратитесь с заявлением о краже в полицию.
Что НЕ делать:
Настоящий возврат средств происходит только через официальные процедуры в вашем банке и правоохранительных органах.
Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй
и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит.
Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких неизвестные лица действительно оформляют кредит и, чтобы предотвратить его незаконное оформление, необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным.
Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Они убеждают жертву, что ее действия позволят раскрыть преступника, а кредитная история останется чистой.
Во время разговора звонящие узнают, услугами каких банков пользуется жертва, и, чтобы войти в доверие, интересуются,
не теряла ли она документы, удостоверяющие личность,
и не передавала ли кому-либо свои паспортные данные.
После получения вами кредитных средств направляют вас
к «куратору». Объясняют необходимость перевода денег на «специальный защитный счет». Гарантируют автоматическое погашение кредита после «завершения операции».
Ключевые признаки обмана:
• Любое предложение оформить кредит для «защиты от мошенников» — это мошенничество;Правильные действия:
Важно: Никакие официальные организации не используют схемы с оформлением кредитов для защиты от мошенников.
Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники.
Злоумышленники звонят гражданам и представляются сотрудниками правоохранительных органов. Вначале лжеполицейский сообщает человеку, что по поручению Центрального банка расследует дело о массовой утечке банковских данных, в числе которых могут быть и сведения
о гражданине. Под таким предлогом и для возможного привлечения собеседника в качестве пострадавшего мошенник предлагает ему сверить банковские сведения с базой украденных данных. Далее злоумышленник спрашивает
у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты, в том числе трехзначный код на ее оборотной стороне. Чтобы убедить потенциальную жертву в правдоподобности истории, мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Правила безопасности
Критические запреты:Важные факты:
• Банк России не дает поручений правоохранителям на проверку данных граждан;Помните: Любой запрос банковских реквизитов под предлогом «проверки» — это мошенничество. Настоящие сотрудники никогда не работают с данными карт через мессенджеры или по телефону.
Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников.
После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях.
Ключевой принцип:
Не существует официальных сайтов для проверки утечки банковских данных!
Правила безопасности:Что делать при подозрениях:
Помните: Банки и государственные органы не рассылают ссылки для «проверки безопасности» счетов. Любые такие предложения — мошенничество.
Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключения номера, человеку предлагают набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги.
Кроме того, мошенники могут сообщить, что гражданину необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера.
Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у человека код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить ее самостоятельно.
Защита и действия:
Критические признаки мошенничества:Правила безопасности:
Что делать при сомнениях:
1.Самостоятельно перезвоните в службу поддержки оператора:Важно: Настоящие сотрудники оператора никогда не просят набирать коды переадресации или сообщать СМС-коды!
Злоумышленники рассылают по электронной почте, через СМС или мессенджеры сообщения с привлекательными условиями работы: высокой оплатой труда, неполным рабочим днем, легкими задачами. Зачастую это работа на маркетплейсах (продажа товаров и услуг через Интернет). Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке, которая ведет
в популярные мессенджеры. Там с потенциальной жертвой вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить у клиента данные банковской карты, номер мобильного телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта для работы на маркетплейсе требуется внести вступительный взнос — например, в размере 500 рублей. Но
на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников,
а данные банковской карты и номер телефона используются ими для попытки взлома личного кабинета человека на сайте банка
и кражи средств с его счета.
Как защититься:
Критические признаки мошенничества:Правила безопасности:
Что делать:
1.Проверяйте работодателя:Важно: Легальные работодатели не берут деньги за трудоустройство и не запрашивают данные карт через мессенджеры!
Некоторые банки внедрили сервис снятия наличных денег
с помощью QR-кода. В мобильном приложении клиент может самостоятельно сгенерировать такой код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и снять наличные. Этим стали пользоваться злоумышленники. Они звонят клиентам банков под видом сотрудников кредитной организации, сообщают, что в банк поступил несанкционированный запрос на снятие денег со счета, и просят прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Расчет на то, что потенциальная жертва не в курсе особенностей QR-кода
и легкомысленно относится к изображению с черно-белыми квадратиками, поэтому легко может им поделиться. Заполучив код, лжесотрудники банков просто снимают деньги в банкоматах со счета обманутого человека.
Как защититься:
Важные факты о QR-кодах:Порядок действий:
При подозрительном звонке:Важно: QR-код для снятия наличных — это такой же платежный инструмент, как и данные карты. Относитесь к нему с высоким уровнем конфиденциальности.
Не верьте историям о легких деньгах на Форексе или с помощью бинарных опционов. Это не инвестиции, а ловушки.
Настоящий Форекс для обычных людей недоступен. Мошенники создают поддельные платформы, где вы можете видеть "прибыль" на экране, но не сможете вывести деньги.
Они исчезнут с вашим депозитом.
Бинарные опционы — это просто ставки "угадай-ка"
с гарантированным проигрышем. Все обещания высокой доходности — ложь. Легальных площадок для этого
не существует.
Вывод: любой, кто предлагает вам быстро разбогатеть на финансовых рынках — мошенник.
Вы просто потеряете свои деньги.
Как проверить брокера:
Если вас обманули
1.Соберите доказательства:
Лучшая защита — осторожность:
Помните: Любые предложения быстро разбогатеть на финансовых рынках — это мошенничество.