Формирование вуза
(1994-1997 гг.)
Аудиогид
Указом Президента Республики Башкортостан от 29 августа 1994 г.
№УП-393 «О государственной кадровой политике в Республике Башкортостан» учредителем академии становится Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации в лице Президента Республики Башкортостан. В соответствии с этим Указом Башкирская академия управления переименовывается в Башкирскую академию государственной службы и управления при Президенте Республики (БАГСУ). 31 января 1995 г. новый Устав академии утверждается Президентом Республики Башкортостан.
В сентябре 1994 г. кафедра юриспруденции разделилась на две: кафедру государственного и хозяйственного права, которой стала руководить к.ю.н. Людмила Александровна Дольникова, и кафедру международного и процессуального права, заведующим которой был назначен
к. ю. н. Радий Фаритович Хабиров.
К началу 1994-1995 учебного года остро встал вопрос о получении БАГСУ аттестации и аккредитации Госкомвуза
Российской Федерации.

Для проведения всех работ по аттестации и аккредитации был издан приказ БАГСУ № 58-а от 19 сентября 1994 г., который определял порядок осуществления самостоятельного анализа деятельности академии, специальностей подготовки на базе высшего образования, специальностей повышения квалификации, кафедр академии.
Для выполнения работы по самоанализу было образовано 6 комиссий.

По утвержденной Госкомвузом России схеме аттестации был проведен анализ деятельности академии. Весь коллектив БАГСУ в течение трех месяцев был задействован в проведении процедуры самоанализа.
Анализ работы осуществлялся за период деятельности академии с августа 1991 по 1 января 1995 г. Основные итоги работы комиссий можно свести к следующим моментам:

  • учебные планы и программы подготовки специалистов по всем 4 специальностям и 6 специализациям в целом соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов по всем основным параметрам высшего профессионального образования;
  • образовательные программы переподготовки соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к специальным факультетам вузов по объему аудиторной учебной работы, содержанию, перечню дисциплин и формам аттестации слушателей;
  • учебные программы повышения квалификации осуществляются преимущественно по заказам органов власти и государственного управления Республики Башкортостан, а также государственных предприятий и новых рыночных структур.

В ходе самоанализа комиссии уделяли особое внимание методическому обеспечению учебного процесса. За 1991—1994 гг. в академии разработано и издано более 200 наименований учебно-методических материалов.

Результаты анализа преподавательского состава показывали его достаточно высокий уровень, отвечающий требованиям высшей школы.

Проведенный комиссиями самоанализ организации учебного процесса позволил сделать вывод о том, что в академии созданы все необходимые условия для обучения.
Приказом Госкомитета России по высшему образованию Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан 3 мая 1996 г. № 628 была признана образовательным учреждением, прошедшим лицензионную экспертизу на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования, со сроком обучения 5 лет по очной и 6 лет по очно-заочной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования по следующим специальностям:

· 06.10.00 «Государственное и муниципальное управление»;

· 06.11.00 «Менеджмент»;

· 02.11.00 «Юриспруденция».


По учебным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальностям и дисциплинам образовательного учреждения со сроком обучения до 9 месяцев БАГСУ получила лицензию
Госкомвуза № 16-Г 790 от 03.05.1995 г. на право ведения образовательной деятельности.
За четыре года своего существования БАГСУ прошла стремительный путь развития. Сформировалась структура учебных подразделений: деканаты, восемь кафедр, учебная часть и другие структуры академии. Эффективно работали Научно-исследовательский центр, редакционно-издательский отдел, формировалась материально-техническая база. В эти годы активно развивались международные программы. В зарубежных учебных центрах прошли обучение 383 специалиста органов государственной власти, сферы управления, хозяйственных структур, а также научно-педагогические кадры.
Важным событием стало принятие Распоряжения Президента Республики Башкортостан о принятии государственного заказа на 1995-1996 учебный год на переподготовку работников государственных и местных органов власти в количестве 290 человек и повышение квалификации этих кадров в количестве - 900 человек.
В сентябре 1995 г. на курсах руководителей управлений (отделов) по работе с кадрами администраций районов и городов республики, обучавшихся на факультете повышения квалификации академии, выступил Президент Республики Башкортостан М. Г. Рахимов, отметивший важность проведения государственной политики по подбору, подготовке и расстановке кадров в различных сферах экономики, управления, культурно-духовной жизни.

Сложные процессы реформирования общества, становление государственности Республики Башкортостан предъявляли новые требования к кадрам и их профессиональной подготовке. Задача определения направлений дальнейшего роста академии вызывала необходимость разработки Концепции развития БАГСУ.

Были намечены узловые моменты концепции:

· переход на новый учебный план и новые программы, соответствующие новым образовательным стандартам высшего образования, что потребовало разработки новых курсов, спецкурсов, большой методической работы;

· повышение уровня организации всех форм и видов занятий, качества подготовки специалистов.


Этот сложный комплекс задач необходимо было решить в кратчайшие сроки путем сочетания активных, эффективных форм обучения и самостоятельной работы самих слушателей. Большее значение должно принадлежать стажировке слушателей, которая до этого проводилась формально.
Впервые ставился вопрос о разработке на факультете повышения квалификации модульной программы обучения слушателей с учетом специфики их основной деятельности.
Реализация намеченных мер потребовала пересмотра уже наработанного учебно-методического материала и принятия шагов по расширению своей образовательной деятельности. В середине 1995 г. академией были разработаны новые учебные планы по программам второго высшего профессионального образования, переход на которые планировался с начала
1995-1996 учебного года. В начале 1996 г. руководство академии принимает определенные меры по расширению спектра образовательных услуг — создается учебно-методический центр по подготовке и переподготовке аудиторов на правах хозрасчетного структурного подразделения академии. Основными задачами центра стали подготовка и переподготовка специалистов для рыночных структур экономики.

Основными программами являлись:

·программа «Антикризисное управление»;

· программа «Общий аудит»;

· программа «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)»;

· программа «Брокер по недвижимости»;

· программа «Экологическое аудирование и системы управления окружающей средой на предприятиях»;

·программа повышения квалификации специалистов оценочной деятельности;

·программа повышения квалификации аудиторов по общему аудиту;

· программа «Ипотечный брокер».

Ярким и запоминающимся событием в жизни академии стал ее первый выпуск, который был осуществлен в октябре 1995 г.
На торжественном собрании, состоявшемся 27 октября 1995 г. Первые дипломы Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан получили 97 человек.

С 1996 г. слушатели второго курса БАГСУ (набор 1994-1995 гг.) перешли на новые учебные планы, составленные в соответствии с федеральными государственными стандартами. Это стало завершающим моментом в переходе вуза на общероссийские вузовские нормативы высшего профессионального образования, что придавало дипломам академии государственную значимость.
Решение многих вопросов по дальнему развитию академии упиралось в нехватку помещений. Все это сказывалось на качестве обучения. В 1995 г. для организации учебного процесса имелось всего 7 аудиторий общей площадью 907 кв. м.
Но уже в 1996 г. при поддержке руководства республики академии были переданы по договору с АО «Строймеханизация» 130 кв. м в здании по ул. Цюрупы, 6. Таким образом, аудиторный фонд академии уже составил
1307 кв. м.

В мае 1996 г. аудитория 404 в здании по ул. Фрунзе, 40, в которой размещались все кафедры академии, была освобождена для использования под учебную аудиторию, а кафедрам БАГСУ по решению руководства Государственного Собрания Республики Башкортостан были выделены четыре новых кабинета в здании по ул. Фрунзе, 40.
Высшим коллегиальным органом академии со дня ее основания являлся ученый совет. Для решения оперативных вопросов функционировал ректорат и учебно-методический совет. В 1997 г. в соответствии с приказом ректора БАГСУ от 12 мая № 77-а был образован редакционно-издательский совет БАГСУ. На этот совет были возложены задачи по планированию издания научной и учебной литературы, методических, справочных, информационных материалов академии и контроль за выполнением планов издания.

Материал взят из книги:

Гимаев, И. Р. Подготовка управленческих кадров в Башкортостане: история и современность / И. Р. Гимаев, С. Ю. Кабашов. — Уфа : Китап, 2006. С. 99-108

Made on
Tilda