После Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Важную роль в их сохранении сыграли художественно-исторические комиссии, созданные Временным правительством. В период с 1918 по 1920 годы была впервые сформирована государственная система управления музейным делом и охраной памятников. Центральным органом, координирующим деятельность музеев, стал Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, учреждённый в 1918 году в составе Наркомпроса РСФСР.
В 1918 – начале 1920-х годов сеть музеев в стране активно расширялась. Открывались дворцы-музеи, монастыри-музеи, а также музеи дворянского быта, организованные
в национализированных усадьбах и городских особняках (например, в Царском Селе, Петергофе, Останкино, Кусково,
а также в резиденциях Шереметевых, Юсуповых, Троице-Сергиевой лавре, Симоновом монастыре, церкви Троицы
в Никитниках и др.). Крупные частные коллекции были преобразованы в музеи, среди которых собрание
С. И. Щукина, ставшее 1-м музеем новой западной живописи (1918 год), и собрание А. В. Морозова, на основе которого был создан Музей фарфора (1921 год).
Для сохранения историко-культурного наследия открывались мемориальные музеи, такие как усадьба Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920 год) и квартира А. Н. Скрябина в Москве (1922 год). Кроме того, активно создавались краеведческие музеи,
а также музеи нового формата, включая историко-бытовые (Музей мебели, основанный в 1918 году, и Музей дворянского быта 40-х годов, открытый в 1920 году в Москве). Появлялись
и историко-революционные музеи, например, Музеи Революции в Петрограде (1919 год) и Москве (1924 год), Музей Красной Армии (1919 год), Центральный дом авиации
им. М. В. Фрунзе (1927 год), а также музеи, посвящённые
В. И. Ленину и другим революционным деятелям.