Новые векторы развития
(1998—2003 гг.)
Аудиогид
1998 г. стал в определенной степени переломным для вуза. Ректором БАГСУ с сентября 1998 г. был назначен
Мансур Анварович Аюпов.
Его умение сплачивать людей, поддерживать стремление к новизне и личная неукротимая активность положительно повлияли на все стороны жизни академии.

А в марте этого года Государственная инспекция по аттестации учебных заведений Минобразования России провела аттестационную экспертизу БАГСУ. Постановлением Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России от 10 апреля 1998 г. № 33-54/П БАГСУ была аттестована сроком на 5 лет. Были аттестованы профессиональные образовательные программы высшего образования, разработанные академией, по специальностям:

06.11.00 «Государственное и муниципальное управление»,

06.11.00 «Менеджмент»;

02.11.00 «Юриспруденция»,

а также программ по дополнительному профессиональному образованию.

В этом же году БАГСУ прошла государственную аккредитацию. Согласно Свидетельству о государственной аккредитации
№ 25-0501 от 24 мая 1999 г. БАГСУ было разрешено вести образовательную деятельность на уровне высшего, а по государственно-аккредитационному статусу вуз был отнесен к виду высшего образовательного учреждения — академия, который имеет право на выдачу выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию государственных документов Российской Федерации с указанием квалификации по реализуемым образовательным программам. Таким образом, именно в 1998 г. Башкирская академия государственной службы
и управления при Президенте Республики Башкортостан была признана как классический вуз, имеющий лицензию, государственную аттестацию, государственную аккредитацию Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
В 1998 г. состоялся третий выпуск слушателей академии. Дипломы получили 138 человек, из них 17 — дипломы с отличием, работы
38 выпускников были рекомендованы в практику управления
Среди выпускников депутаты Законодательной Палаты государственного Собрания Республики Башкортостан
С. А. Еникеева, М. Салаватов, заместитель председателя Иглинского районного Совета В. Старухина, заместитель главы администрации г. Белорецка Н. Ложкин и др. Всего за три выпуска из стен БАГСУ вышли 323 дипломированных специалиста.
Следующим знаменательным событием 1998 г. для коллектива академий стало открытие собственной аспирантуры по следующим научным специальностям:

  • 08.00.01 «Политическая экономия»;
  • 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»;
  • 12.00.02 «Конституционное право, государственное управление, административное право, муниципальное право»;
  • 19.00.05 «Социальная психология»;
  • 22.00.08 «Социология управления»;
  • 23.00.02 «Политические институты и процессы».
Востребованной функцией академии в условиях формирования государственной службы Республики Башкортостан становилось проведение фундаментальных и прикладных исследований по проблемам государственной службы и кадровой политики, научному обоснованию управления социально-экономическим развитием республики. С целью развертывания таких исследований в составе научно-исследовательского центра БАГСУ в 1998 г. был создан отдел государственной службы, руководить которым, был приглашен ответственный работник аппарата Кабинета министров Республики Башкортостан,
к.и.н., доцент С. Ю. Кабашов.
В 1998 г. заметно усилилась научная деятельность академии. В общей сложности научные сотрудники и преподаватели БАГСУ участвовали в 29 научных конференциях. Развивалось
студенческое научное творчество.

К концу 1998 г. в академии развивалась компьютеризация учебного процесса — уже имелось 70 компьютеров,
из них 34 на кафедрах и 36 в подразделениях вуза.
Большое значение для академии имело включение в 1998 г. журнала
«Экономика и управление»
в общероссийский каталог.
В 1999 г. его уже выписывали
в 26 субъектах
Российской Федерации.

На конец 1998-1999 учебного года количество слушателей академии составило 717 человек, рост контингента объясняется тем, что в марте 1999 г. было выпущено 147 человек, а принято
по новому набору 337.

В этом году на 16 потоках факультета повышения квалификации прошли обучение 903 государственных и муниципальных служащих, а в рамках шести образовательных программ, осуществляемых учебно-методическим центром, повысил свою квалификацию 601 специалист различных организаций народного хозяйства.
Особым событием для академии стала передача в июле 1999 г. библиотеки Государственного Собрания на баланс БАГСУ. Фонд библиотеки Государственного Собрания к тому времени составил 43 749 экземпляров книг, а фонд научной библиотеки академии насчитывал 19018 томов различных изданий. Уже с первого дня общее количество читателей библиотеки было более 1500 человек. Директором научной библиотеки академии была назначена Ф. С. Уразбахтина. По сути именно с 1999 г. началась кропотливая работа работников библиотеки и всего профессорско-преподавательского коллектива по созданию уникального фонда специальной литературы по современным направлениям права, экономики, управления и общественным наукам. В 2006 г. фонд научной библиотеки составляет более 90 тыс. томов монографий, учебников, учебных пособий по всем отраслям знаний, необходимых современному специалисту в области управления.
2000 г. стал достаточно плодотворным для академии. БАГСУ прошла процедуру перелицензирования и академия получила лицензию до 2005 г. на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования.

  • Росла численность студентов БАГС, их количество составило уже 867 человек.

  • Пятый выпуск специалистов, состоявшийся в мае 2000 г. составил 164 человека, из них 22 выпускника получили дипломы с отличием.

  • Активно развивалась научная деятельность академии. Преподаватели и аспиранты приняли участие в 14 российских, региональных и республиканских конференциях.

  • Укреплялась материальная база БАГСУ. В 2000 г. площади, занимаемые академией в здании по ул. Цюрупы, 6, были расширены до 1200 кв. м вместо 200 кв. м, что позволило использовать в учебном процессе дополнительно 3 аудитории на 125 посадочных мест.

  • Было завершено закрепление 4000 кв. м площадей в основном здании по ул. Фрунзе, 40. Было также завершено оформление передачи на правах безвозмездной аренды 3000 кв.м в здании Дома культуры «Авангард» по ул. Аксакова, 94.
В 2001 г. была создана Высшая школа административного управления, которую возглавил доцент, к.и.н. С. Ю. Кабашов.
На базе структур существующего Учебно-методического центра была сформирована Высшая школа хозяйственного управления во главе с доцентом, к.сельхоз.н. Р. К. Мухаметдиновым.
Создание таких структурных подразделений академии было призвано осуществить кардинальный переход от сложившегося мало-эффективного эпизодического обучения кадров к целостной многоуровневой системе, охватывающей поэтапную подготовку, переподготовку, регулярное повышение квалификации всех категорий должностных лиц государственного управления Республики Башкортостан.
Кроме того, с целью координации научных исследований и повышения оперативности в выработке научных рекомендаций Научно-исследовательский информационно-аналитический центр был реорганизован в Научно-исследовательский центр проблем управления и государственной службы.
Общее количество студентов академии возросло до 1118 человек. В 2001 г. академия провела шестой выпуск — 207 специалистов получили дипломы о высшем образовании, из них
37 выпускников — с отличием.

На факультете повышения квалификации в этом году прошли обучение 1011 государственных и муниципальных служащих
по 24 образовательным программам.

Количественно увеличивался и качественно совершенствовался профессорско-преподавательский состав академии. В 2001 г. работали 23 штатных преподавателя и 36 штатных совместителей.
Особое значение в жизни академии имел 2002 г.

Прежде всего, одной из задач Высшей школы административного управления БАГСУ стало совершенствование работы по отбору кандидатур, направляемых органами государственной власти на обучение. В результате напряженной работы впервые в истории академии был осуществлен прием 368 человек при плане 220.

25 апреля 2002 г. академия провела седьмой выпуск своих студентов. Дипломы были вручены 263 специалистам, из них
45 человек получили документы о высшем
образовании с отличием.

Знаменательным событием этого года стало разделение факультета государственного управления на два самостоятельных факультета - государственной службы и управления
и юридический.

Шло развитие Высшей школы хозяйственных кадров. В ее составе продолжал свою активную образовательную деятельность Учебно-методический центр, который в рамках 6 учебных программ провел обучение 871 специалиста хозяйственных организаций.
В результате активной работы Высшей школы административного управления БАГСУ наметились определенные позитивные результаты в деятельности факультета повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Количество слушателей составило 1106 человек, на договорной основе — 162 слушателя.

Почти в два раза по сравнению с прошлым годом увеличилось количество профессорско-преподавательского состава. В учебном процессе по программам высшего профессионального образования работали 99 преподавателей, в том числе 23 преподавателя работали на штатной должности, 76 — на условиях штатного совместительства.

Активизировалась научно-исследовательская работа кафедр академии. Преподавателями кафедр было опубликовано 184 научных работы, среди них 8 монографий, 46 учебных пособий, 89 статей. Преподаватели академии участвовали в 70 научных конференциях, в том числе в 17 международных.

В 2002 г. академия стала лауреатом ІІ Российского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров по двум номинациям: за комплекс учебных изданий и методическое обеспечение переподготовки и повышения квалификации.
В 2003 г. была продолжена плодотворная работа коллектива академии по основным направлениям образовательной и научной деятельности. На факультете государственной службы и управления обучалось 726 студентов, из них на бюджетной основе 159 человек, на внебюджетной - 567 студентов. На юридическом факультете — 284 студента и соответственно 125 на бюджете, а 156 — на внебюджетной основе. В очередном восьмом выпуске количество дипломированных специалистов достигло 319 человек, из них 51 выпускник получил диплом с отличием.

25 апреля 2003 г. решением организационного собрания выпускников академии была создана Ассоциация выпускников БАГСУ.

При поддержке Премьер-министра Правительства
Р. И. Байдавлетова академии окончательно было передано все здание по ул. Цюрупы, 6.
Самым значимым событием этого года стала проведенная Министерством образования России комплексная проверка деятельности БАГСУ за последние пять лет. В результате всесторонней оценки работы БАГСУ получила право на дальнейшее осуществление образовательной деятельности по ранее лицензированным программам.

В целом период с 1998 по 2003 гг. стал для академии важным этапом ее развития. Возросло не только количество студентов и преподавателей, но менялось представление об академии: от взгляда на нее как на расширенные курсы повышения квалификации до глубокого понимания того факта, что в республике нет аналогичного вуза, адекватно дающего основательную базу знаний о современном государственном и политическом управлении

Материал взят из книги:

Гимаев, И. Р. Подготовка управленческих кадров в Башкортостане: история и современность / И. Р. Гимаев, С. Ю. Кабашов. — Уфа : Китап, 2006. С. 108-132

Made on
Tilda