Продовольственное
снабжение
Аудиогид
В период блокады Ленинграда действовала следующая схема организации снабжения. Отдел торговли Ленгорисполкома и продовольственные отделы Ленинградского фронта и Балтийского флота составляли заявки на необходимое количество продуктов питания с указанием календарных сроков их завоза.

Эти заявки рассматривались Военным советом фронта, а затем представлялись на утверждение Правительству СССР. Правительство СССР специальными решениями определяло, какое количество продовольствия, из каких городов и областей, в какой срок должно быть направлено в Ленинград, и, соответственно, устанавливало твёрдые задания своим управлениям, предприятиям и базам.

Ленинград перед войной обладал высокоразвитой пищевой промышленностью, которая не только обеспечивала потребности города и области, но и удовлетворяла запросы других регионов. Однако значительных запасов на складах города не имелось. На 21 июня 1941 года ленинградские продовольственные резервы составляли:

муки — на 52 дня
круп — на 89 дней
мяса — на 38 дней
масла животного — на 47 дней
масла растительного — на 29 дней
В соответствии с постановлением СНК СССР решением Ленгорисполкома от 17 июля 1941 года № 66 с 18 июля в городах Ленинграде, Колпино, Кронштадте, Пушкине и Петергофе была введена карточная система на продажу хлеба, муки, крупы, макарон, сахара, кондитерских изделий, животного и растительного масла, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов.

Нормы снабжения устанавливались для четырёх групп: 1) рабочие и инженерно-технические работники; 2) служащие; 3) дети до 12 лет; 4) иждивенцы. Однако введение карточной системы не привело к большой экономии продовольственных ресурсов. В последующие периоды проводилось неоднократное сокращение норм снабжения.

Поэтому главным бедствием ленинградцев был незримый и коварный враг — голод. Меню столовой одного из цехов Кировского завода, датированное весной 1942 года, красноречиво свидетельствует, что в пищу шёл весь подножный корм: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, котлеты из свекольной ботвы, биточки из лебеды, шницели из капустного листа, печень из жмыха, торты из дуранды, соус из рыбокостной муки, оладьи из казеина, суп из дрожжей, соевое молоко (по талонам).

По сохранившимся архивным данным в ноябре—декабре 1941 года в ленинградских столовых готовились преимущественно первые блюда. На порцию супа использовались 10 г альбумина, 5 г соли и немного лаврового листа. Порция дрожжевого супа содержала 50 г дрожжей, 7 г картофеля и 5 г соли

По воспоминаниям очевидцев, в первую весну блокады 1942 года, как только взошла трава, население воспользовалось и этой растительной добавкой для приготовления пищи. За короткий срок в городе не осталось ни одной травинки.

Позднее все окрестности Ленинграда, городские сады, скверы и пустыри были распаханы ленинградцами под огороды. На Марсовом поле, Исакиевской площади, в Летнем саду выращивались капуста, лук, морковь, картофель и другие овощи.

Некоторое увеличение продовольственных запасов было достигнуто и за счёт заготовки дикорастущих съедобных растений. В Ленинградской области их имелось более 100 видов (крапива, лебеда, щавель, одуванчик, хмель, шиповник и другие). Такие растительные добавки использовались для приготовления супов, вторых блюд и напитков

В решении продовольственной проблемы важную роль сыграли созданные учёными пищевые заменители. В качестве одного из основных компонентов примеси к муке группа специалистов под руководством профессора Лесотехнической академии В.И. Шаркова предложила использовать целлюлозу, известную ранее только как сырьё для бумажных фабрик.

Гидроцеллюлоза не содержит ничего питательного, но позволяет увеличить припёк, т.е. выход хлеба. В конце ноября пищевая целлюлоза стала поступать на хлебозаводы. Её производство было налажено на шести городских предприятиях. Всего же за годы блокады ленинградские пекарни выработали около 16 тыс. т пищевой целлюлозы.

Особое значение в обеспечении блокадного города продовольствием имела Дорога жизни. Ледовая трасса действовала 152 дня — с 22 ноября 1941 года по 23 апреля 1942 года. За это время по ней в Ленинград доставили 361 103 т грузов, из них 270 976 т продовольствия.

Подвоз продовольствия по Дороге жизни дал возможность создать к весне 1942 года для войск и населения города неприкосновенные двухмесячные запасы продуктов питания и переходящие запасы в пределах 6—8 суток.

В результате возросшего подвоза продовольствия в конце декабря 1941 года была увеличена норма выдачи хлеба, а затем и мяса личному составу войск Ленинградского фронта. С 8 февраля 1942 года горячую пищу в войсках стали готовить регулярно три раза в сутки.

Со снятием блокады продовольственный паёк был доведён до общих норм, принятых в Вооружённых силах. Однако в гораздо худших условиях находилось гражданское население, особенно в первые месяцы осады.
Строительство Дороги жизни стало грандиозным проектом, помогающим решить множество задач. Через Ладожское озеро были проложены телефонно-телеграфный, электрический кабели, которые обеспечивали связь с Большой землей и электроснабжение Ленинграда. На дне озера построен трубопровод для снабжения топливом, Ладожская военная флотилия защищала коммуникации, а Северо-Западное речное пароходство перевозило грузы в то время, когда льда на озере не было. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Материалы взяты из открытых интернет источников
1. РИА Новости: День снятия блокады Ленинграда: дата, история полного освобождения города
(Электронный ресурс):
https://ria.ru/20230123/leningrad-1846857048.html
2. Издание Министерства обороны России "Военно-исторический журнал": Продовольственное снабжение блокадного Ленинграда
(Электронный ресурс):
http://history.milportal.ru/prodovolstvennoe-snabz...
Made on
Tilda