История музейного

дела в России

Домузейный период

Коллекционирование предметов искусства и книг в России известно уже с XIII века. В этот период формировались сокровищницы московских князей, а также ризницы
и библиотеки при монастырях и соборах Владимира, Киева
и Новгорода. Князь Семён Гордый был известен как ценитель искусств. В XV веке представители византийской свиты Софьи Палеолог также владели уникальными художественными изделиями. Начиная с XVI века, собирательство стало более целенаправленным, чему способствовали такие исторические фигуры, как Иван IV Грозный и Борис Годунов. В начале XVI века Оружейная палата Московского Кремля приобрела статус великокняжеской сокровищницы, а с 1584 года известно
о существовании Арсенала в Москве — хранилища образцов вооружения. Эти хранилища не только служили для хранения ценностей, но и были связаны с производством, выполняя функции мастерских.

В XVII веке стали появляться частные собрания, преимущественно художественные, которые принадлежали членам царской семьи, высшему духовенству и боярской знати.

Первые российские музеи

В XVIII веке коллекционирование
в России становится значимым культурным явлением, а охрана памятников начинает регулироваться на законодательном уровне. При Петре I были приняты первые законы, направленные на сохранение отечественных древностей, а также организованы экспедиции для сбора исторических артефактов. В 1702 году была составлена опись Оружейной палаты, а в 1720 году ей официально присвоен статус придворного музея, что стало важным шагом в формировании музейного дела в России.

По указу Петра I были созданы специализированные собрания, посвящённые различным отраслям знаний. Многие из этих коллекций впоследствии стали основой для крупнейших музеев страны. Например, история
Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи берёт начало с Цейхгауза в Петропавловской крепости, основанного в 1703 году. Военно-морской музей
в Санкт-Петербурге ведёт свою историю от Модель-камеры при Адмиралтействе. Важным этапом в развитии музейного дела в России стало основание Кунсткамеры в 1714 году
в Санкт-Петербурге. Этот музей был создан на основе личных коллекций Петра I и собраний Аптекарского приказа, положив начало систематическому изучению и сохранению культурного и научного наследия.
С 1717 года во дворце Монплезир в Петергофе была размещена первая в России дворцовая картинная галерея, представлявшая собой коллекцию живописи, собранную Петром I. По его указу и плану в 1704 году был заложен садово-парковый ансамбль Летнего сада, который
со временем превратился в значимый музейный комплекс, сочетающий в себе природную красоту
и культурное наследие.
Частное коллекционирование
в тот период ещё не стало массовым явлением, однако крупные собрания уже формировались у представителей европеизированной знати, близкой к императору. Среди известных коллекционеров были граф Я. В. Брюс, князья А. Д. Меншиков и Д. М. Голицын,
а также заводчик А. Н. Демидов. Их собрания стали одними из первых примеров частного коллекционирования в России.

Музеи в век Просвещения

Во второй половине XVIII века коллекционирование, создание «кабинетов» и галерей стало популярным явлением. В 1755 году для императрицы Елизаветы Петровны было приобретено собрание западноевропейской живописи, что стало важным шагом в развитии искусства в России. Среди коллекционеров выделилась группа знатоков, владевших ценными собраниями и частными галереями, таких как князь Н. Б. Юсупов, граф П. Б. Шереметев и граф А. С. Строганов.
В 1764 году был заложен фундамент частного музея Екатерины II — дворцовой картинной галереи Эрмитаж, которая активно пополнялась произведениями искусства. Для публики Эрмитаж открылся значительно позже, в 1852 году, став одним из крупнейших и самых значимых музеев мира.
К концу XVIII века Эрмитаж расширил свои коллекции, включив нумизматические, археологические и рукописные собрания, а также «натуральный кабинет». В XIX веке он стал крупнейшим музеем России. Развитие естественных наук
и просвещения в 1750–1770-х годах способствовало созданию первых естественно-научных кабинетов при Московском университете, таких как Минеральный кабинет (1755 год)
и Кабинет-музей натуральной истории (1791 год). В Горном училище был основан Минералогический отдел (1773 год), который в 1918 году преобразовался в Горный музей
в Санкт-Петербурге. Естественно-научные коллекции также формировались при Вольном экономическом обществе, начиная с XVII века. Во второй половине XVIII века при этом обществе была создана Модель-камера сельскохозяйственных орудий и машин, целью которой было распространение передовых технических достижений. Многие из этих коллекций в XIX веке переросли
в полноценные музеи.

Арсеналы, сохраняя свои военные функции, в XVII веке начали приобретать черты музейных хранилищ. Например,
в 1775 году был основан «Достопамятный зал» Арсенала
в Санкт-Петербурге, а также Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе (собрание формировалось с 1724 года). В 1783 году московский Арсенал был преобразован в музей-хранилище старинного оружия
и военно-исторических реликвий, что подчеркнуло его значение как культурного и исторического объекта.
В 1782 году по инициативе иркутского губернатора Ф. Н. Клички и при участии академика Э. Г. Лаксмана, а также местной интеллигенции и поддержке Екатерины II был основан музей в Иркутске. Он стал первым провинциальным публичным музеем в России, где хранились разнообразные коллекции по естественной истории, этнографии региона
и физические приборы.

Музеи в первой половине XIX века

В 1803 году Эрмитаж получил статус дворцового музея, а с 1866 года стал доступен для публики. В 1806 году по указу Александра I статус публичного музея был присвоен Оружейной палате. После Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге были созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном
военно-инженерном училище (1819 год) и Военная галерея Зимнего дворца (1826 год).
В 1832 году Николай I основал Арсенал в Царском Селе
на основе своих личных коллекций, а с 1852 года он стал доступен для посещения.

Стремление сохранить причерноморские древности привело к возникновению первых общедоступных музеев в Крыму: музей при гидрографическом депо в Николаеве (1806 год), музеи в Феодосии (1811 год), Одессе (1825 год), Керчи (1826год). Среди первых провинциальных музеев России – Барнаульский горный музей (1823 год), Оренбургский музей при военном училище (1831 год), Астраханский губернский музей (1836 год).

Развитие отечественного изобразительного искусства привело к созданию первых коллекций русского искусства, таких как собрания П. П. Свиньина и П. Ф. Карабанова, а также галереи русской живописи в Эрмитаже (1825 год).
В Санкт-Петербурге с 1758 года функционировал учебный музей Академии художеств, основанный по инициативе графа И. И. Шувалова. Музей был создан на основе его личного собрания картин западноевропейских мастеров, переданного в дар.
В первой половине XIX века музеи стали активно создаваться при губернских гимназиях, а также
в духовных учебных заведениях. Например, музеи появились
в Тобольской, Тверской, Костромской, Нижегородской
и Саратовской духовных семинариях, а также в Московской и Казанской духовных академиях. Кроме того, Церковно-археологическое общество при Киевской духовной академии также внесло свой вклад
в развитие музейного дела, создавая коллекции, связанные
с историей и культурой церкви.

Музеи во второй половине XIX – начале XX века

Важным этапом в развитии музейного дела России стало основание в 1872 году Императорского Российского Исторического музея. Он открылся для публики в 1883 году
в специально построенном здании. Благодаря уникальным коллекциям и активной просветительской деятельности музей стал ведущим национальным учреждением исторического профиля, играющим ключевую роль
в сохранении и популяризации культурного наследия страны.

Создание новых музеев в России во многом было связано
с расцветом частного коллекционирования, которое всё чаще приобретало просветительский и меценатский характер.
На основе частных собраний таких коллекционеров, как
И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов, П. М. и С. М. Третьяковы,
И. В. Цветаев и других, были основаны крупнейшие музейные учреждения. Среди них — Феодосийская картинная галерея (1880 год), Саратовский художественный музей
им. А. Н. Радищева (1885 год), Третьяковская галерея (1892 год), Музей изящных искусств (1912 год, ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и Театральный музей им. А. А. Бахрушина (1913 год) в Москве. Эти музеи стали национальным достоянием, сохраняя и популяризируя культурное наследие России.
Формирование сети мемориальных музеев стало важным этапом в сохранении культурного наследия России. Среди них — кабинет-музей А. М. Бутлерова в Казанском университете (1863 год), библиотека-музей А. С. Пушкина
в Александровском лицее (1879 год, Царское Село),
Музей М. Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1883 год, Санкт-Петербург)
и Музей П. И. Чайковского (1894 год, г. Клин). В 1910-е годы появились музеи, посвящённые Л. Н. Толстому в Москве,
М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, Н. Г. Рубинштейну при Московской консерватории и М. Г. Савиной
в Санкт-Петербурге.

Создание и развитие российских музеев во многом стало возможным благодаря деятельности выдающихся представителей культуры, учёных и коллекционеров. Среди них — П. В. Алабин, Д. Н. Анучин, Д. Г. Бурылин,
В. И. Вернадский, В. А. Дашков, В. В. Докучаев, И. Е. Забелин,
Г. Ф. Миллер, М. П. Погодин, И. А. Стемпковский,
С. Г. Строганов, В. П. Сукачёв, А. С. и П. С. Уваровы,
Н. Ф. Фёдоров, И. И. Шувалов, а также известные меценаты — Морозовы, Щукины и Третьяковы. Их вклад в музейное дело стал основой для сохранения и популяризации культурного
и научного наследия страны.

Музейное дело после 1917 года

После Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Важную роль в их сохранении сыграли художественно-исторические комиссии, созданные Временным правительством. В период с 1918 по 1920 годы была впервые сформирована государственная система управления музейным делом и охраной памятников. Центральным органом, координирующим деятельность музеев, стал Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, учреждённый в 1918 году в составе Наркомпроса РСФСР.

В 1918 – начале 1920-х годов сеть музеев в стране активно расширялась. Открывались дворцы-музеи, монастыри-музеи, а также музеи дворянского быта, организованные
в национализированных усадьбах и городских особняках (например, в Царском Селе, Петергофе, Останкино, Кусково,
а также в резиденциях Шереметевых, Юсуповых, Троице-Сергиевой лавре, Симоновом монастыре, церкви Троицы
в Никитниках и др.). Крупные частные коллекции были преобразованы в музеи, среди которых собрание
С. И. Щукина, ставшее 1-м музеем новой западной живописи (1918 год), и собрание А. В. Морозова, на основе которого был создан Музей фарфора (1921 год).

Для сохранения историко-культурного наследия открывались мемориальные музеи, такие как усадьба Н. Г. Чернышевского в Саратове (1920 год) и квартира А. Н. Скрябина в Москве (1922 год). Кроме того, активно создавались краеведческие музеи,
а также музеи нового формата, включая историко-бытовые (Музей мебели, основанный в 1918 году, и Музей дворянского быта 40-х годов, открытый в 1920 году в Москве). Появлялись
и историко-революционные музеи, например, Музеи Революции в Петрограде (1919 год) и Москве (1924 год), Музей Красной Армии (1919 год), Центральный дом авиации
им. М. В. Фрунзе (1927 год), а также музеи, посвящённые
В. И. Ленину и другим революционным деятелям.
В период Великой Отечественной войны музеи понесли значительные потери.
На оккупированных территориях национальные ценности были разграблены или уничтожены,
а большинство музеев прекратили свою работу. Однако в тылу музейная деятельность продолжалась: организовывались выставки, проводилась просветительская работа.

Уже с 1942 года начали появляться новые музеи, посвящённые военным событиям. Среди них – мемориальный музей лётчика Н. Ф. Гастелло в Муроме (начало 1940-х годов)
и Выставка «Героическая оборона Ленинграда» (открыта
в 1944 году, а с 1945 года получила статус музея). В это же время активно формировались коллекции, фиксировавшие военные события. Всего за годы войны было создано около 10 новых музеев широкого исторического профиля, в том числе Военно-медицинский музей (1942 год)
и Церковно-археологический кабинет при Московской духовной академии (1944 год).

Новый этап развития музейного дела начался в середине 1950-х годов. В этот период значительно увеличилось число военно-исторических музеев, таких как Музей Отечественной войны 1812 года в Тарутино (1962 год) и Музей Тихоокеанского флота во Владивостоке (основан в 1945 году, открыт в 1950 году). Кроме того, были созданы мемориальные комплексы, посвящённые событиям войны: «Героям Сталинградской битвы» (1963–1967 годы), Музей и мемориал в честь героев Курской битвы (1963 год). В этот же период появились крупные художественно-исторические экспозиции,
такие как диорама «Штурм Сапун-горы» в Севастополе
(1959 год) и панорама «Бородинская битва» в Москве
(1962 год).
С 1958 года началось активное создание историко-архитектурных музеев-заповедников в древнейших городах России. Среди них – Новгородский, Костромской, Владимиро-Суздальский, Рязанский и Ростово-Ярославский музеи-заповедники. В их основу легли уникальные археологические и архитектурные комплексы. В этот же период появились археологические музеи-заповедники «Танаис» в Ростовской области (1961 год), «Костёнки» в Воронежской области (1968 год), а также заповедные комплексы «Троице-Сергиева лавра» (1960-е годы) и «Кижи» в Республике Карелия (1965 год).

Статус музеев-заповедников получили и значимые мемориальные комплексы, связанные с выдающимися деятелями культуры и истории. Среди них – музей
А. С. Пушкина в селе Михайловское (начало 1960-х годов), музей А. П. Чехова в селе Мелихово (1960 год), а также
военно-исторический музей на Бородинском поле (1961 год).
В 1960–1970-е годы активно создавались ведомственные музеи при научных учреждениях, а также новые музеи, посвящённые науке и технике. Среди них – Геологический музей Якутского института геологических наук РАН (1959 год) и Музей истории космонавтики им. Ф. А. Цандера
в Кисловодске (1974 год).

В 1980-е годы появился новый тип музеев – экомузеи, представляющие природу, человека и его материальное окружение в их взаимосвязи. Одним из первых таких музеев стал музей в поселке Варьеган (Ханты-Мансийский автономный округ, 1986 год). В этот же период увеличилось внимание к музеефикации окружающей среды
и индустриального наследия. В 1987 году в составе Нижнетагильского музея-заповедника горно-заводского дела Среднего Урала был создан первый в стране завод-музей.
С 1960-х по 1980-е годы музейное проектирование активно развивалось, что привело
к появлению ярких экспозиций.
В Москве были открыты Музей декабристов (середина 1980-х годов, художник Л. Озерников)
и Музей-квартира А. С. Пушкина
на Арбате (середина 1980-х годов, художник Е. А. Розенблюм).
В Одессе в этот же период был создан Литературный музей (середина 1980-х годов, художники А. Борин и А. Гайдамака).

Современное состояние музейного дела

К 1990-м годам в России сформировалась система классификации музеев по организационным, правовым
и содержательным признакам. Они различаются по принадлежности – государственные, ведомственные, общественные, муниципальные; по профилю – исторические, художественные, научно-технические, естественно-научные
и другие; по масштабу деятельности – центральные, региональные, местные; по статусу – особо ценные объекты, головные музеи, филиалы;
по назначению – научно-исследовательские,
научно-просветительные, учебные. В конце XX века
в музейной сфере появилось новое основание для классификации – по доминирующему виду экспонатов,
что позволило выделить коллекционные
и ансамблевые музеи.

Государственные музеи остаются наиболее распространёнными в России, находясь в собственности государства и финансируясь из его бюджета под управлением Министерства культуры РФ. В этот период активное развитие получили мемориальные музеи, особенно в национальных республиках. Возросший интерес
к нематериальному культурному наследию, включая фольклор, обряды, бытовые традиции и производственные процессы, способствовал появлению новых музейных форматов, таких как «живые музеи».

Виртуальные музеи

В 1990-е годы начали появляться виртуальные музеи, изначально представлявшие собой разделы на официальных сайтах традиционных музеев. Однако уже в 2010-х годах они превратились в самостоятельный и активно развивающийся культурный феномен. Использование цифровых технологий
в музейном деле значительно расширило возможности доступа к произведениям искусства и артефактам, позволив широкой аудитории знакомиться с мировым и национальным культурным наследием в удобной форме.

Целью виртуального музея является культурное и историческое просвещение, создание цифровой среды, где история и современность встречаются для сохранения и осмысления летописных событий произошедших вчера и происходящих сегодня. Посетителям предоставляется возможность прикоснуться к прошлому и понять важность сегодняшних событий. То, что происходит сегодня уже завтра становится историей и оказывает прямое влияние на жизнь нашей страны и каждого из нас.

Виртуальные музеи выполняют не только культурную, но и образовательную функцию, предоставляя возможность взаимодействия между музеями, образовательными учреждениями и исследовательскими сообществами.
Это один из наиболее успешных примеров применения цифровых технологий, который делает культурное наследие доступным независимо от географического положения.
Они помогают формировать целостное представление
о культуре и истории, открывая перед посетителями новые возможности для изучения и познания.

Сегодня российские музеи, включая виртуальные, играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия, предоставляя доступ к знаниям и искусству для широкой аудитории. Музейное дело продолжает развиваться, адаптируясь к современным технологиям и потребностям общества, оставаясь неотъемлемой частью культурной жизни России.
Материалы взяты из открытых интернет источников:
1. Большая российская энциклопедия. (Электронный ресурс): https://old.bigenc.ru/text/5075067
2. Василина Д. С. Виртуальный музей как феномен современной культуры / Д. С. Василина // Международный журнал исследований культуры. — 2016. — № 3 (24). — С. 96-102.
3. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи VS традиционные музеи: преимущества виртуальных экспонатов / Т. Е. Максимова. // Исторические, философские, политические
и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 4 (30). — С. 109-111.
4. Калатура Ю.Ю. Современные тенденции развития виртуальной культуры на примере многоаспектного феномена - веб-сайт музея / Ю. Ю. Калатура. — // Наука
и современность. — 2010. — № 5-1. — С. 183-189.
Made on
Tilda