Виртуальный музей
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
Версия для
слабовидящих
Памятник
Салавата Юлаева
Салават Юлаев — поэт, сподвижник Емельяна Пугачева в Крестьянской войне. По указу Екатерины II Пугачевский бунт и его участников предали «вечному забвению и глубокому молчанию». Однако башкиры и сегодня чтут Салавата Юлаева.
Монумент в республиканской столице возвели в ноябре 1967 года. Художник и монументалист Сосланбек Тавасиев работал над скульптурой в течение 30 лет, за свою работу он был награжден Государственной премией СССР.

Памятник уникален не только в Башкирии, на Урале и в России. Это самая крупная конная статуя во всей Европе. При весе в 40 тонн и высоте 9,8 метров, у него всего три опорные точки. Памятник выполнен из бронзированного чугуна, постамент – из железобетона, облицован гранитными плитами.

Скульптура отливалась полтора месяца на Ленинградском заводе «Монумент скульптура». Для упрочнения внутри неё была установлена стальная рама, заделанная основанием в железобетонный постамент и пропущенная через опирающиеся ноги, пустотелый корпус коня и фигуру всадника.
История памятника
Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева.

Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году.

Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монумент скульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев.

Материалы взяты из открытых интернет источников:

1. Культурный мир Башкортостана

(Электронный ресурс)

https://kulturarb.ru/ru/obrazy-bash-ortostana/pamyatniki-istorii-i-kultury/pamyatnik-salavatu-yulaevu

2. Культура.РФ

(Электронный ресурс)

https://www.culture.ru/institutes/26593/pamyatnik-salavatu-yulaevu

3. Русская общественная организация. Русское географическое общество

https://www.rgo.ru/ru/article/pamyatnik-salavatu-yulaevu-v-ufe

Made on
Tilda