Считается, что памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Тавасиева. Впервые об историческом герое Сосланбек Дафаевич Тавасиев услышал в селе Стерлибашево, куда сопровождал эвакуированных из Москвы летом 1941 года семьи художников. Он собрал всю имеющуюся о герое литературу, изучил архивные материалы и народный фольклор. С самого начала Тавасиев решил изобразить Салавата верхом на коне. А раз так, то нужно было выбрать самый ответственный период в жизни народного героя. Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева.
Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой. Салават как бы обращается к своим товарищам с призывом идти к Пугачеву. Модель памятника в натуральную величину из гипса была закончена к 1963 году.
Она была обсуждена крупнейшими специалистами в Москве и официально принята коллегией Министерства культуры СССР. После чего, Тавасиев привез ее в Уфу, где она была установлена в фойе Башкирского государственного театра оперы и балета. По свидетельству самого автора, все одобряли и хвалили его работу. Но одна женщина башкирка заметила, что для батыра фигура «тавасиевского Салавата» оказалась слишком по-юношески хрупкой. Это замечание заставило Сосланбека Дафаевича поработать над совершенствованием памятника. Скульптура отливалась на Ленинградском заводе «Монумент скульптура», в качестве материала был использован бронзированный чугун. Руководители, инженеры и рабочие завода работали с любовью. Это была очень сложная, трудоемкая работа. Отливали памятник в течение полутора месяцев.