Виртуальный музей
Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан
Версия для
слабовидящих
Народный Башкирский эпос «Урал-батыр»

«Урал-батыр» — памятник башкирской словесности, один из древнейших эпосов на Земле. Произведению присущи как известные в мировой культуре общие типологические черты архаического эпоса, так и своеобразный этнический колорит. Складывался эпос на протяжении многих тысячелетий начиная с эпохи каменного века. Современные исследователи обнаруживают в эпосе «Урал-батыр» много параллелей с зороастризмом, первой монотеистической религией, а в образе самого Урал-батыра – черты пророка, создателя и устроителя мира (Донъя).

История создания
«Урал-батыр» впервые был записан в 1910 году известным башкирским драматургом, фольклористом и просветителем Мухаметшой Бурангуловым от сэсэнов-кураистов Габита Аргынбаева (1856-1921) и Хамита Альмухаметова (1861-1923) в селах Идрисово и II Иткулово Баймакского района Башкирии.

Впервые эпос «Урал-батыр» увидел свет на языке оригинала в 1968 году в журнале «Агидель», текст подготовили к изданию Б. Бикбай и А. Харисов. Последующие два издания текста эпоса «Урал-батыр» были осуществлены на русском языке в Москве во второй половине 1970-х годов.

Немного про Эпос

События эпоса происходят в фантастическом мире, где герои, наделённые сверхчеловеческими способностями, совершают великие или неблаговидные дела. Центральное место в эпосе занимает тема жизни и смерти, бессмертия, органически переплетающаяся с темой добра и зла. Композиционно эпос состоит из нескольких частей, повествующих о деяниях 3 поколений героев.


Во вступительной части рассказывается о Всемирном потопе, первых людях — Янбирде (Йәнбирҙе; баш., букв. — давший жизнь) и Янбике (Йәнбикә; от баш. йән — душа и бикә — госпожа), рождении их сыновей Урала и Шульгана. В эпосе сохранены отголоски близнечных архаических мифов, основанных на дуалистических воззрениях древних людей. Шульган и Урал не близнецы, но их деяния и поступки в определенной степени аналогичны образу и поступкам близнецов из мифов и эпических сказаний других народов.


Первая часть посвящена его подвигам в стране Катила, вторая — борьбе с чудовищами в царстве Кахкахи, в следующей части герой во имя спасения людей, птиц и животных вступает в единоборство с Азракой и его многочисленными змиями - дию.


Если отбросить официальные политические и наукообразные нагромождения, то относительно сюжета «эпоса» можно сказать, что «Урал-батыр» – это скорее всего либо литературное сочинение (стилизация под подлинный фольклор) писателя М. Бурангулова, либо переработанная и сведенная им в некий единый текст запись отдельных фольклорных произведений юго-восточных башкир. В обоих случаях это не может считаться подлинно народным произведением.

В 2010 году исполнилось 100 лет фиксации «Урал-батыра», за эти годы он переведен на 18 языков, издан на башкирском, русском, английском и французском, турецком языках, а также рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля.

Материалы взяты из открытых интернет источников:
1. «Региональный библиотечно-информационный комплекс» (ГУК ТО «РБИК»)
(Электронный ресурс)
https://tosbs.ru/?ELEMENT_ID=13680
2. FOLKLORIADA 2021
(Электронный ресурс)
https://folkloriada2021.com/gostyam/bashkirskij-narodnyij-epos-%C2%ABural-batyir%C2%BB.html
3. LIVEJOURNAL
(Электронный ресурс)
https://tamga2010.livejournal.com/11419.html
Made on
Tilda